загрузка...

Оформление договора автогражданки без дополнительного полиса превратилось в квест, который ежегодно проходят все автовладельцы. Вроде бы о запрете на навязывании допуслуг к полисам ОСАГО все знают, но жалоб на страховые компании меньше не становится.

Что делать, если навязывают дополнительные услуги

По закону страховая компания может рекомендовать приобрести дополнительный полис, но как самостоятельную страховку, а не довесок к ОСАГО. Такой пункт есть даже в Правилах профессиональной деятельности на сайте РСА.

На деле рекомендации превращаются в банальное впаривание. Но оформить ОСАГО без оплаты дополнительных услуг реально. Главное – знать свои права.

Закон на стороне потребителя

Взаимодействие между страховой компанией (юр лицом), как продавцом услуги и клиентом (физ лицом), как покупателем подпадают под действие закона «О защите прав потребителя». Согласно ч.2 ст.16 этого закона прямо запрещено обусловливать приобретение одной услуги, в данном случае ОСАГО обязательным приобретением другой. А в ч. 3 этой же статьи указано, что покупатель вправе отказаться от оплаты дополнительных услуг.

Если знание законов сотрудника СК не впечатлило, ругаться и ездить по офисам других страховых компаний нет желания, можно оформить вторую страховку. А после расторгнуть ненужный договор в период охлаждения.

Как использовать период охлаждения для возврата денег за навязанную страховку

Согласно Указания ЦБ №3854-У под периодом охлаждения понимается период (14 календарных дней с момента оформления страховки), в течение которого клиент может передумать и отказаться от услуг СК по любым видам добровольного страхования (именно такие и навязываются при продаже полисов ОСАГО).

Чтобы вернуть деньги за навязанные «допы» нужно направить в адрес СК письменное заявление от отказе от страховки с требованием возврата страховой премии. Нужно учесть, что сумма возврата рассчитывается пропорционально сроку действия дополнительного полиса. То есть, чем раньше подать заявление, тем больше будет сумма к возврату.

Страховщик (согласно п. 8 того же Указания) обязан вернуть деньги клиенту в течение 10 рабочих дней после получения заявления, указанным в документе способом – наличными или переводом на счет.

Вернуть деньги за допуслуги нельзя, если страхователь – иностранный гражданин, и в качестве «допа» была оформлена медицинская страховка, при оформлении международного ОСАГО.

А также в случаях, когда клиент уже обратился за возмещением ущерба по страховому случаю по допстраховке.

Когда страховая вправе отказать в оформление полиса ОСАГО?

По большому счету причин для законного отказа от оформления полиса всего две. Поскольку страхование автогражданской ответственности – это публичный договор (ст.1 ФЗ об ОСАГО), то СК обязана оформить полис любому заинтересованному в получении услуги клиенту, при условии, что он предоставил все необходимые документы (ст. 426 ГК РФ):

В РСА (Российском союзе автостраховщиков) считают, что сотрудник вправе не оформлять страховку в случае отсутствия бланков. Но с оговоркой, что в этом случае клиент может запросить у СК письменный отказ, который в дальнейшем сможет направить в РСА или ЦБ. Также страховщик вправе не оформлять полис, если клиент не предоставил полный пакет документов.

Так по закону. Но в реальности автовладельцы часто сталкиваются с надуманными причинами. Простой пример: страховщик предлагает вместе с ОСАГО оформить дополнительную страховку или пройти техосмотр в рекомендованной СК организации. И после категоричного отказа сообщает, что внезапно закончились бланки, не работает принтер или не загружается база РСА (для проверки КБМ), что в большинстве случаев не соответствует действительности. 

Что делать, если отказывают незаконно

Первое, что нужно сделать, зафиксировать факт навязывания дополнительной услуги или отказа в продаже ОСАГО (по большому счету нарушения условий публичного договора). Сделать это можно несколькими способами:

Стоит сказать, что попытки получить письменный отказ скорее всего ни к чему не приведут. Страховщики обычно не настолько самонадеянны, чтобы признаваться в нарушениях законодательства.

Что касается видео- и аудиозаписи, то способ этот, наверное самый действенный.  Иногда клиенту достаточно просто достать смартфон, чтобы сотрудник компании нашел бланки или смог загрузить полис в базу РСА.

Жалоба в ЦБ

Один из самых действенных способов привлечь к ответственности недобросовестную компанию. Составить жалобу можно даже не выходя из дома, на официальном сайте ЦБ.  Пошаговый алгоритм действий:

Небольшой совет – старайтесь излагать только факты, не переходя на прямые оскорбления как самой компании, так и нерадивых сотрудников. По факту – это такой же документ, а не пост в соцсетях. И еще один момент – сообщения с использованием ненормативной лексики не рассматриваются.

На принятие решения по обращению отводится не более 30 дней, хотя обычно, что ответ приходит намного быстрее.

Что грозит недобросовестной компании

В случае, когда регулятор сочтет нарушение доказанным, сотрудник, отказавший в продаже полиса будет привлечен к административной ответственности с выплатой штрафа в размере 20 000 – 50 000 рублей. Такой же штраф грозит и за навязывание дополнительных услуг.

Для самой компании предусмотрена более серьезная ответственность. Поскольку СК – это юридическое лицо, то размер штрафа увеличивается до 30000 рублей (максимальный). Также компании будет вынесено предписание об обязательном заключении договора страхования автогражданской ответственности с клиентом, чьи права была нарушены.

Отказ СК от выполнения предписаний регулятора влечет за собой более серьезные последствия, вплоть до приостановки действия лицензии.

Если серьезно намерены привлечь нерадивого страховщика к ответственности, то обращаться в РСА по поводу отказа в оформлении полиса автогражданской ответственности или навязывании доп. услуг бесполезно.

Нет, ассоциация не оставит жалобу клиента без рассмотрения, но и наказать СК не сможет. Максимум, что грозит сотруднику – письменный или устный выговор.

Итак, подытожим. ОСАГО – публичный договор, отказ в оформлении которого влечет административную ответственность как для сотрудника, так и для страховой компании. Навязывание дополнительных услуг также недопустимо, поскольку такие действия подпадают под закон о нарушении прав потребителя.