загрузка...
Оформление договора автогражданки без дополнительного полиса превратилось в квест, который ежегодно проходят все автовладельцы. Вроде бы о запрете на навязывании допуслуг к полисам ОСАГО все знают, но жалоб на страховые компании меньше не становится.
По закону страховая компания может рекомендовать приобрести дополнительный полис, но как самостоятельную страховку, а не довесок к ОСАГО. Такой пункт есть даже в Правилах профессиональной деятельности на сайте РСА.
На деле рекомендации превращаются в банальное впаривание. Но оформить ОСАГО без оплаты дополнительных услуг реально. Главное – знать свои права.
Взаимодействие между страховой компанией (юр лицом), как продавцом услуги и клиентом (физ лицом), как покупателем подпадают под действие закона «О защите прав потребителя». Согласно ч.2 ст.16 этого закона прямо запрещено обусловливать приобретение одной услуги, в данном случае ОСАГО обязательным приобретением другой. А в ч. 3 этой же статьи указано, что покупатель вправе отказаться от оплаты дополнительных услуг.
Если знание законов сотрудника СК не впечатлило, ругаться и ездить по офисам других страховых компаний нет желания, можно оформить вторую страховку. А после расторгнуть ненужный договор в период охлаждения.
Согласно Указания ЦБ №3854-У под периодом охлаждения понимается период (14 календарных дней с момента оформления страховки), в течение которого клиент может передумать и отказаться от услуг СК по любым видам добровольного страхования (именно такие и навязываются при продаже полисов ОСАГО).
Чтобы вернуть деньги за навязанные «допы» нужно направить в адрес СК письменное заявление от отказе от страховки с требованием возврата страховой премии. Нужно учесть, что сумма возврата рассчитывается пропорционально сроку действия дополнительного полиса. То есть, чем раньше подать заявление, тем больше будет сумма к возврату.
Страховщик (согласно п. 8 того же Указания) обязан вернуть деньги клиенту в течение 10 рабочих дней после получения заявления, указанным в документе способом – наличными или переводом на счет.
Вернуть деньги за допуслуги нельзя, если страхователь – иностранный гражданин, и в качестве «допа» была оформлена медицинская страховка, при оформлении международного ОСАГО.
А также в случаях, когда клиент уже обратился за возмещением ущерба по страховому случаю по допстраховке.
По большому счету причин для законного отказа от оформления полиса всего две. Поскольку страхование автогражданской ответственности – это публичный договор (ст.1 ФЗ об ОСАГО), то СК обязана оформить полис любому заинтересованному в получении услуги клиенту, при условии, что он предоставил все необходимые документы (ст. 426 ГК РФ):
В РСА (Российском союзе автостраховщиков) считают, что сотрудник вправе не оформлять страховку в случае отсутствия бланков. Но с оговоркой, что в этом случае клиент может запросить у СК письменный отказ, который в дальнейшем сможет направить в РСА или ЦБ. Также страховщик вправе не оформлять полис, если клиент не предоставил полный пакет документов.
Так по закону. Но в реальности автовладельцы часто сталкиваются с надуманными причинами. Простой пример: страховщик предлагает вместе с ОСАГО оформить дополнительную страховку или пройти техосмотр в рекомендованной СК организации. И после категоричного отказа сообщает, что внезапно закончились бланки, не работает принтер или не загружается база РСА (для проверки КБМ), что в большинстве случаев не соответствует действительности.
Первое, что нужно сделать, зафиксировать факт навязывания дополнительной услуги или отказа в продаже ОСАГО (по большому счету нарушения условий публичного договора). Сделать это можно несколькими способами:
Стоит сказать, что попытки получить письменный отказ скорее всего ни к чему не приведут. Страховщики обычно не настолько самонадеянны, чтобы признаваться в нарушениях законодательства.
Что касается видео- и аудиозаписи, то способ этот, наверное самый действенный. Иногда клиенту достаточно просто достать смартфон, чтобы сотрудник компании нашел бланки или смог загрузить полис в базу РСА.
Один из самых действенных способов привлечь к ответственности недобросовестную компанию. Составить жалобу можно даже не выходя из дома, на официальном сайте ЦБ. Пошаговый алгоритм действий:
Небольшой совет – старайтесь излагать только факты, не переходя на прямые оскорбления как самой компании, так и нерадивых сотрудников. По факту – это такой же документ, а не пост в соцсетях. И еще один момент – сообщения с использованием ненормативной лексики не рассматриваются.
На принятие решения по обращению отводится не более 30 дней, хотя обычно, что ответ приходит намного быстрее.
В случае, когда регулятор сочтет нарушение доказанным, сотрудник, отказавший в продаже полиса будет привлечен к административной ответственности с выплатой штрафа в размере 20 000 – 50 000 рублей. Такой же штраф грозит и за навязывание дополнительных услуг.
Для самой компании предусмотрена более серьезная ответственность. Поскольку СК – это юридическое лицо, то размер штрафа увеличивается до 30000 рублей (максимальный). Также компании будет вынесено предписание об обязательном заключении договора страхования автогражданской ответственности с клиентом, чьи права была нарушены.
Отказ СК от выполнения предписаний регулятора влечет за собой более серьезные последствия, вплоть до приостановки действия лицензии.
Если серьезно намерены привлечь нерадивого страховщика к ответственности, то обращаться в РСА по поводу отказа в оформлении полиса автогражданской ответственности или навязывании доп. услуг бесполезно.
Нет, ассоциация не оставит жалобу клиента без рассмотрения, но и наказать СК не сможет. Максимум, что грозит сотруднику – письменный или устный выговор.
Итак, подытожим. ОСАГО – публичный договор, отказ в оформлении которого влечет административную ответственность как для сотрудника, так и для страховой компании. Навязывание дополнительных услуг также недопустимо, поскольку такие действия подпадают под закон о нарушении прав потребителя.
Каско в популярных компаниях
Каско на популярные автомобили