загрузка...

В последние годы на российском правовом поле эффективно осваивается переход страхового рынка в электронный формат. В настоящее время практически любой вид страховки можно оформить дистанционно, не выходя из дома. Тем не менее, нельзя говорить об абсолютной цифровизации данной сферы услуг, так как весь цикл дистанционного обслуживания клиентов до сих пор не реализован. В этот цикл входят такие этапы, как оформление полиса, внесение необходимых изменений, возможность обратиться за возмещением ущерба при наступлении страхового случая. В переходе в цифровую плоскость заинтересованы все участники страхования. Клиентам удобно подавать все документы и заявки онлайн, не приходя в офис, а страховые компании смогут сэкономить внушительную сумму, сократив затраты на содержание помещений и выплату заработной платы сотрудникам. Есть большая вероятность, что полный переход процедуры страхования в дистанционный формат произойдет в ближайшее время. Этот вопрос обсуждается не только в страховой сфере, но и инициируется депутатами Государственной Думы.

Возмещение ущерба по ОСАГО

Еще в июле 2020 года в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий цифровизацию системы урегулирования вопросов, связанных с возмещением ущерба по страхованию ОСАГО. В данном проекта затронута возможность исключить обязанность потерпевшей стороны предоставить все подтверждающие документы на бумажных носителях.

Так, владельцам поврежденных автомобилей будет предоставлена возможность вести со страховыми компаниями целиком цифровой документооборот. Автостраховка через интернет может быть оформлена легко и быстро.

Российский Союз Автостраховщиков разработал удобное мобильное приложение «ДТП. Европротокол». Именно с его помощью, а также через портал «Госуслуги» и будет налажено взаимодействие страховщика и клиента. Пострадавшее лицо быстро, без необходимости явиться в офис, сможет направить в страховую фирму видеозапись и фотографии, подтверждающие факт дорожно-транспортного происшествия и повреждения автомобиля.

Эксперты считают, что по предварительным данным для перехода на дистанционный документооборот и для внесения соответствующих поправок в действующий федеральный закон «Об ОСАГО» потребуется два года. Нужно учесть, что этот срок увеличится на период рассмотрения и одобрения законопроекта в Государственной Думе.

Урегулирование вопросов, связанных с возможностью оформления заявления на выплату по автостраховкам, обусловлено не только заботой о временных затратах обеих сторон страхового процесса. В первую очередь, законопроект разработан для того, чтобы устранить правовые коллизии, содержащиеся в нормах федерального закона «Об ОСАГО» и в Правилах страхования. Недоработки данных нормативных актов зачастую дают возможность страховым компаниям выдвигать клиентам, чьи автомобили пострадали в ДТП, неприемлемые и даже невыполнимые условия.

Например, в подавляющем большинстве страховых случаев в обязанности клиента входит предоставление поврежденного автотранспортного средства представителю страховщика для осмотра и оценки убытков. Если в населенном пункте, где проживает пострадавшее лицо, отсутствует офис страховой компании, возникает множество неудобств, связанных с транспортировкой автомобиля. Такие сложности в процесс оценки ущерба негативно сказываются на сроках и объективности урегулирования убытка. Рассчитать выплаты по ОСАГО онлайн пока далеко не всегда возможно.

Возмещение ущерба по КАСКО

Если рассматривать добровольное страхование каско, то здесь дистанционное урегулирование практикуется уже довольно длительное время. Однако это касается незначительных повреждений, например, царапины на лакокрасочном покрытии или трещины на остеклении.

Большинство российских страховых компаний дают своим клиентам возможность заявить о праве на возмещение мелкого ущерба без документального подтверждения в виде справок из правоохранительных органов.

Обычно страховщик присылает клиенту СМС, в котором указан адрес СТО, на которой будет осуществляться ремонт, а также дату и время, когда необходимо предоставить туда поврежденный автомобиль. Таким образом, владелец автотранспорта должен только привезти его на станцию техобслуживания, а все остальные вопросы страховая компания возьмет на себя.

Конечно, полностью перевести процедуру страховых выплат по добровольному страхованию пока не удалось. Большинство страховщиков требуют предоставить для осмотра автомобиль представителям своей фирмы. Таким путем компании стремятся предотвратить неправомерные действия мошенников, которые проявляют высокую активность во всех сферах обслуживания.

Во избежание фактом мошенничества по ОСАГО на «Госуслугах» и в приложении «ДТП. Европротокол» не предусмотрена возможность внесения исправлений в первоначальные данные о ДТП.

Выплата страховки через интернет возможна, но существует ряд ограничений, преодолеть которые пока не представляется возможным.