загрузка...

Автовладелец по страховому случаю рассчитывает получить возмещение или отремонтировать поврежденное транспортное средство (дал. ТС). Чаще всего компания предлагает свою станцию технического обслуживания. Но это не значит, что клиент всегда обязан соглашаться, особенно когда страховая отправляет к «неофициалам».

Ремонт автомобиля в рамках ОСАГО

Согласно ст. 12 ФЗ №40 от 25.04.2002 «Об обязательном страховании…», восстановительный ремонт по ОСАГО должен соответствовать следующим требованиям:

  1. Срок – не дольше 30 дней;
  2. Расстояние от места ДТП до СТОА – не более 50 км, или оплата страховщиком транспортировки.
  3. Восстановление новых авто, с года выпуска которых прошло не больше 2 лет, исключительно в авторизованных центрах.

Получается, что по ОСАГО требование направить на ремонт в сервис дилера правомочно только для новых авто. Если компания не может обеспечить обслуживание в такой СТОА, пострадавший вправе:

В других ситуациях страховщик имеет право дать направление в любой сервис, с которым у него заключен договор в соответствии с правилами ОСАГО на восстановительные работы.

Отказаться от ремонта владельцы легковых авто, даже если пострадавшему не нравится станция, в пользу денежных выплат можно не всегда. По п. 16.1 ст. 12 ФЗ №40 такое возмещение предусмотрено только в некоторых случаях:

  1. Машина полностью уничтожена.
  2. Ремонт обойдется дороже 400 тыс. руб.
  3. Здоровью собственника авто нанесен средний или тяжкий вред.
  4. Владелец погиб в ДТП.
  5. Потерпевший является инвалидом.
  6. СТО не соответствует требованиям закона об обязательном страховании.
  7. Страховая компания не имеет договоров ни с одной СТОА.

Условия договора по КАСКО

Каждая компания устанавливает свои правила КАСКО, поэтому важно изучить условия еще до подписания документов. По добровольному страхованию все особенности восстановления ТС указывают в договоре. Еще на стадии его составления можно выбрать:

Если оформляют КАСКО на новый автомобиль, желательно сразу вписать пункт о ремонте гарантийных ТС на станции дилера. В этом случае страховщик будет обязан обеспечить обслуживание при наступлении страхового случая именно на авторизированной сервисной станции. При этом компания может дать направление в любую мастерскую соответствующего бренда.

 

Но если страховая в нарушение этого пункта направила в сервис «неофициалов» и отказывает в замене СТОА, клиент может оспорить такое решение:

  1. Направить в адрес страховщика досудебную претензию. Часто этого достаточно, чтобы решить конфликт мирно.
  2. Привлечь к урегулированию спора надзорное ведомство. Для этого подают жалобу в адрес Центробанка, в которой описывают суть ситуации и излагают требование привлечь страховщика к ответственности, заставить исполнить условия договора.
  3. Оспорить решение через суд.

Но даже когда речь идет о ремонте не гарантийного автомобиля, владелец имеет право требовать соблюдать условия страховки. И если компания их нарушает, пострадавший может писать претензии, жалобы, обращаться в суд.

Ремонт на СТОА страховщика

При наличии в условиях КАСКО согласия клиента на восстановление авто в сервисе страховщика компания вправе дать направление в любую СТОА, с которой у нее заключен договор. При этом она не обязана выбирать специализированные мастерские. То есть Volvo могут отправить, например, на ремонт в центр KIA и оспорить такое решение нереально.

Единственное основание для просьбы сменить автосервис – это сомнения в компетенции специалистов, что возникает, когда предлагают частников или «гаражные» мастерские. Но даже в таких ситуациях не получится привлечь Центробанк, так как надзорное ведомство не вправе давать оценку уровню станции.

Остается только писать претензию непосредственно страховой компании, где в качестве оснований указывать:

Приложить к претензии можно реальные отзывы, жалобы к СТОА других клиентов, фото и прочие материалы.

При отсутствии положительного решения или игнорировании обращения подают исковое заявление в суд. Но нужно быть готовым к тому, что доводы о низком уровне автосервиса, не подтвержденные доказательствами, могут расцениваться, как клевета.

СТОА по выбору клиента

Если в договоре при оформлении КАСКО страхователь указал восстановление авто в мастерской по его усмотрению, компания не имеет право настаивать на обслуживании в своих сервисах.

Чтобы отремонтировать ТС по КАСКО клиент:

  1. Уведомляет компанию о наступлении страхового случая.
  2. Выбирает любой сервис: авторизованный, частный.
  3. Согласует восстановление машины именно в этой автомастерской со страховщиком, если такие условия предусмотрены договором.
  4. Ремонтирует авто по предоплате, которую перечисляет компания, или за свой счет с последующим возмещением расходов на основании акта выполненных работ.
  5. Страховая оплачивает проведение ремонта и стоимость запасных частей.

Споры могут возникать, когда менеджеры пытаются навязать свой сервис или без основания отказывают автовладельцу в согласовании выбранной им мастерской. В таких ситуациях поможет:

Так как страхователь отстаивает свои права, предусмотренные условиями договора, компании стараются не допускать до судебного разбирательства и уже на этапе получения претензии пытаются урегулировать спор мирно.

Но если страховщик не соглашается согласовать ремонт в выбранной клиентом СТОА даже после получения претензии или предписания надзорного органа, остается только обратиться в суд.