загрузка...

При оформлении полиса ОСАГО страховщик учитывает безаварийный стаж клиента, который отражен в единой базе РСА в виде коэффициента бонус-малус (дал. Кбм). Водительская история говорит о классе безубыточности, что позволяет получить скидку.

Информацию обновляют ежегодно, но в некоторых случаях изменения отражают некорректно, что влечет за собой увеличение стоимости страховки. Поэтому водитель заинтересован в восстановлении Кбм, если не планирует переплачивать за полис.

Кто виноват в данной ситуации

В первый год новички получают 3 класс, что соответствует Кбм «1». В дальнейшем за каждый год безаварийной езды и отсутствие страховых выплат коэффициент снижается. На 13 год скидка может достигнуть 50%. В случаях участия в ДТП значение откатывается назад, стоимость полиса соответственно растет, а в критических ситуациях превышает базовый тариф в 2,45 раза. Пересчет проводят ежегодно, но ошибки приводят к неверному отражению данных. Чаще всего виновниками становятся:

  1. Сотрудники страховой. В единую АИС РСА сведения о клиенте вносят не позже 5 дней после заключения нового договора. Но процесс этот не автоматизированный, менеджеры изменяют данные вручную. Ошибки происходят из-за невнимательности, сбоев работы программ.
  2. Банкротство компании. В такой ситуации страховщику закрывают доступ к базе. Если это произошло до внесения информации о клиенте, в системе останутся старые сведения без учета изменений коэффициента.
  3. По вине страхователя. Если после замены водительских прав, фамилии, других данных клиент не уведомляет компанию, в базе не отражается информация. Поэтому при следующем оформлении ОСАГО ему присвоят Кбм, как новичку, без учета безаварийного стажа.

В любом случае нужно выяснить причину ошибки, чтобы знать, какие именно сведения необходимо исправить.

Редко, но случаются ситуации, когда страховщики преднамеренно искажают информацию, что является прямым нарушением закона. Клиент при обнаружении такого действия вправе требовать бесплатно и в кратчайшие сроки восстановить его Кбм по ОСАГО. В противном случае можно подавать жалобу, что угрожает компании, допустившей мошенничество, лишением лицензии.

Примечание! Если в оформлении страховки на водителя или автомобиль был перерыв более 1 года, история «обнуляется». Скидка для коэффициента накопительная и восстановить его до прежних значений в таких случаях невозможно.

Куда и как обращаться

Нужно четко различать компании, которые могут вносить правки в базу, и организации, принимающие жалобы на бездействие страховщиков.

Если цель – официальное восстановление коэффициента, нужно обращаться в страховую компанию, где получали последний полис ОСАГО. Именно эта организация вправе корректировать сведения, в которых по ее вине допущена ошибка.

Для этого готовят заявление, к которому прикладывают копии:

Если планируют вернуть излишне уплаченные средства по действующему ОСАГО, добавляют еще одно заявление, где указывают требование о пересчете и реквизиты карты, счета, куда перевести деньги.

Некоторые компании, например Росгосстрах, Ингосстрах, принимают онлайн-обращения от клиентов, в том числе на восстановление Кбм в базе РСА.

 

Скрин формы жалобы на сайте «Ингосстрах»

Подать заявление можно:

  1. Лично при посещении страховой компании, желательно на втором экземпляре поставить отметку о получении.
  2. Почтой с описью вложения и уведомлением.

Эти действия необходимы, если в дальнейшем планируете жаловаться на страховщика или инициировать судебное разбирательство.

Сложнее ситуации, когда страховая компания прекратила работу, или на руках нет полиса. В этих случаях придется самостоятельно восстанавливать Кбм – бесплатно сделать это не получится. Обращаются к страховым брокерам. Их услуги стоят от 500 руб. Некоторые обещают вернуть деньги, если не получится внести изменения в базу.

Предлагают аналогичные услуги и различные онлайн-платформы, но насколько им можно доверять, решать придется обратившемуся. Такие способы сотрудничества представляют повышенный риск, так как чаще всего компании-посредники обещают выполнить работу только после перечисления предоплаты.

Осторожно! Если предлагают уменьшить Кбм без имеющихся на то оснований, перед вами мошенники. Сделать это невозможно.

Время рассмотрения заявления на изменение Кбм

После получения (регистрации) обращения, независимо от способа его направления, страховщик обязан рассмотреть его в течение 30 дней. Но обычно ответ дают намного раньше, так как компании не заинтересованы, чтобы клиенты из-за ошибок уходили к конкурентам или писали жалобы.

Если обращение обосновано, страховщик:

  1. Проводит проверку.
  2. Вносит исправления в АИС РСА.
  3. Возвращает переплату, возникшую из-за неправильно рассчитанного коэффициента.

Когда основания для восстановления не подтверждаются, клиенту предоставляют справку о Кбм.

Брокеры и посредники обещают сделать работу в течение 2–7 дней. Но иногда сроки затягивают, так как база может быть временно недоступна.

Совет! Страхователю желательно после получения положительного ответа о внесении правок самостоятельно проверить свой Кбм в базе РСА.

Как оформить жалобу

Контролирует деятельность страховых компаний Центробанк. Поэтому именно сюда необходимо обращаться, если не получили ответ на заявление или страховщик вовсе отказался вносить исправления в систему при наличии на то оснований.

Параллельно можно направить жалобу в Российский Союз Автостраховщиков.

 

Важно! Ни Центральный банк, ни РСА не занимаются восстановлением Кбм ОСАГО. Они наделены исключительно надзорными функциями.

ЦБ принимает обращения, направленные через онлайн-форму интернет-приемной.

Скрин формы для подачи жалоб в Банк России

Также можно отослать письмо по почте или подать при личном посещении. 

РСА принимает корреспонденцию, только оформленную письменно. Поэтому направить жалобу лучше:

В самом обращении излагают суть проблемы и обязательно требование. На основании проверки, которую инициирует контролирующий орган, страховщику выдадут предписание исправить информацию в базе. Рассмотрением жалоб надзирательные ведомства занимаются не дольше 30 дней. Часто решение быстрее принимает РСА.

Если и после такого обращения ситуация не изменится, страхователю остается только обратиться в суд с исковым заявлением к страховщику. В нем можно требовать восстановить коэффициент и вернуть излишне уплаченную сумму. Для этого обязательно должна быть проведена предварительная претензионная работа. Это значит, что без официального обращения в компанию и получения от нее ответа исковое заявление отклонят.